Новость

Кто и почему парализует работу BIM-проектировщиков

BIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий) — технология, которая уже хорошо известна специалистам в области компьютерного проектирования, но до недавнего времени она использовалась в основном для строительства зданий. Второй BIM-конгресс, прошедший в на днях в столичном деловом центре Digital Oсtober, продемонстрировал возможности BIM при проектировании транспортной и инженерной инфраструктуры. Как показывает практика, BIM позволяет на 20% сократить сроки проектирования, на 30% снизить стоимость строительства и на 5—10% уменьшить стоимость эксплуатации объекта. Неудивительно, что Департамент градостроительной политики Москвы уже продекларировал решимость заняться внедрением технологии информационного моделирования буквально на всех стадиях столичного строительства. Присматривается к 3D- проектированию и Подмосковье, большой интерес проявляют регионы. Все, кто уже внедряет или только собирается внедрять у себя BIM, на конгрессе имели возможность познакомиться с новейшими разработками в этой области, обменяться опытом, в том числе и уроками, извлеченными из допущенных ошибок. Уже первая панельная дискуссия задала тон свободному, не ограниченному никакими рамками обсуждению. — Давайте поразмышляем, а что же все-таки такое BIM? – поинтересовалась у присутствующих на форуме Анастасия Морозова, руководитель направления «Архитектура, строительство» компании—организатора форума. — Многие думают, что это объемное проектирование в формате 3D. Отчасти это так. Но этим технология отнюдь не ограничивается. BIM — это не программа, как думают некоторые. Это процесс создания и управления информацией об объекте строительства на всех стадиях жизненного цикла. BIM помогает сконцентрировать всю информацию в одном месте, начиная с параметров конструкций и заканчивая маркой бетона, из которого они сделаны. Причем доступ к этой информационной модели имеют все, кто задействован на проекте. И вносимые в проект изменения тоже видят все. Уже общеизвестное преимущество BIM: эта технология не только сокращает время проектирования, но и практически исключает ошибки. На BIM-модели сразу видны все коллизии, которые возникают в местах пересечения коммуникаций, отображаются конструкционные накладки. 23979 Чтобы внести изменения в проект, не нужно корпеть над чертежами, все переделывать. Порой достаточно нескольких часов.  

Дорога — проще не придумаешь?

Чем же могут быть полезны BIM-технологии в дорожном и транспортном строительстве? Оказывается, очень многим! На первый взгляд кажется, что как строительный объект дорога намного проще здания. Но это только на первый взгляд. У транспортных объектов есть своя специфика: они линейные, протяженные — в отличие от того же жилого дома, который проектируется поэтажно и посекционно. Нужно иметь в виду, что BIM по-разному развивается с точки зрения зданий и линейных объектов. Если при строительстве дома главное — правильно «разрулить» те коллизии, которые возникают внутри объекта (а их могут быть сотни), то при проектировании дороги важно грамотно «заложить» в проект данные геодезии — тот рельеф, по которому пройдет дорожное полотно. И если вы ошиблись, предусмотрев в качестве «подложки» гранит, а на самом деле в этом месте песок, то даже страшно подумать, что может случиться на этом участке… 23977 Как раз именно из-за ошибок в трассировке (маршруте) дороги чаще всего и возникают срывы сроков и изменение стоимости. Так вот, BIM может помочь избежать этих ошибок. — У нас BIM внедряется в основном для реализации крупных инфраструктурных проектов: вокзалов, больших транспортных развязок, портов, — рассказал участникам представитель организаторов форума, координатор BIM-программ по Азиатско-Тихоокеанскому региону Брэд Карсон. — Такие проекты требуют высокой точности, «укладывания» в смету. Информационное моделирование позволяет успешно решить все эти задачи. На сегодня уже и в России крупные, серьезные заказчики требуют исполнения проекта в технологиях BIM. И это, безусловно, подстегивает тех проектировщиков, которые поотстали от современных тенденций.  

Те, кто «заразился» BIM, уже ни на что их не променяют

…На большом экране фантастически красивое зрелище: дорога, проложенная в условиях вечной мерзлоты на якутское алмазное месторождение «Заря». Трасса петляет между горными хребтами, искусно огибая возвышенности и обрывы. Проект сделан с использованием BIM-технологий. — Информационное моделирование позволило нам построить абсолютно точный рельеф, по которому будет проходить маршрут, — рассказывает представитель авторского коллективаАлина Юсупова. — Сложности были и с геологической спецификой: ведь дорога пролегает в районе пиковых минусовых температур. После тщательных расчетов была определена максимальная глубина выемки грунта. Кроме того, было решено сделать так называемые закюветные траншеи, позволяющие дороге «дышать». 23980 Другой не менее интересный проект — система управления содержанием сооружений на новом участке окружной дороги в Санкт-Петербурге — Западном скоростном диаметре. Здесь BIM помогает правильно организовать работу эксплуатационников. — С помощью объемной модели я могу буквально за несколько секунд «раздеть» дорогу: убрать ненужные мне на данный момент элементы, чтобы добраться до интересующего узла. Программа сама покажет участок, где возникла проблема, в формате 3D, — поясняет Михаил Царев, представитель Центра диагностики строительных конструкций (Санкт-Петербург). А компания, которой поручено строительство дублера Кутузовского проспекта, объявила BIM обязательным для своих проектировщиков. — Иначе мы просто не могли поступить, — говорит ее директор Михаил Плахов. — Проект очень сложный, много инженерных коммуникаций, дорога проходит в плотной застройке. Кроме того, это частный проект: застройщик поставил нам жесткие условия в смысле качества. Опять же нам эту дорогу потом и эксплуатировать. Поэтому у нас даже сомнений не возникло: однозначно BIM!  

В чем причины неудач

Хотя BIM — безусловно, веление времени, процесс внедрения этой технологии проходит не всегда удачно, что признают и сами разработчики. От чего это зависит? Те, кто прошел этот путь успешно, советуют сделать три обязательных шага, без которых риск провалиться многократно увеличивается. Первый шаг: вы должны четко понимать, зачем внедряете BIM, для чего это нужно именно вашей компании. Второй шаг: нужно определить, какие инструменты (программы) вам понадобятся. Третий шаг: чтобы все работало, нужно понимать, какие кадры вы привлечете и как изменится управленческий процесс. Одна из компаний, которая привезла на конгресс свои разработки, вообще выдвинула слоган: «Деньги кончились — пора начинать думать». Именно в кризис, когда нужно экономить, и наступает время, когда следует «включать голову», удешевлять процесс, работать на перспективу. Другая сложность — российская стройка, с ее специфическими проблемами, не вполне созрела для такой революционной технологии. — У нас подрядчику зачастую невыгодна та прозрачность, которую дает эта технология, — констатирует директор по информационным технологиям компании–участника конгрессаНиколай Могилев. — Мы создали уже более 100 проектов в технологии BIM, обучили свыше 500 человек. У нас есть техника, лицензии, кадры, опыт. Чего нет — так это заинтересованности подрядчика, который своим противодействием парализует работу проектировщика.  

Своровать будет труднее

— Понимаете, в «невнятном» проекте легче увеличить расходы по смете, приписать какие-то ненужные операции, материалы, которые потом не пригодятся. А в BIM все эти фокусы не проходят, — объяснил нам другой участник дискуссии, пожелавший остаться неизвестным. — Там очень хорошо видно: что и где нужно сделать, и главное, сколько это будет стоить. А такая прозрачность проекта, как вы понимаете, удобна не всем… Кроме того, как неоднократно отмечалось на конгрессе, у нас часто возникает разрыв между проектной и рабочей документацией, причем порой — разрыв непреодолимый. То, что «наваял» проектировщик, в корне перерабатывается подрядчиком и затем заново утверждается. И в этой ситуации «разрыва» людям кажется, что проектирование c применением BIM-технологий экономически себя не оправдывает. — У нас на то, чтобы использовать BIM, нужно указание сверху. Не забывайте: мы в России. Указание поступило (как известно, Минстрой выпустил директиву о преимущественном проектировании в системе координат BIMЕ.М.) — вроде бы все сразу немножко зашевелились, — откровенно высказывались в кулуарах участники конгресса. Ну что ж, порадуемся тому, что такое указание есть…  

На прогулку — в 3D-очках

Заметим, что за рубежом существуют геоинформационные модели (ГИС) многих крупнейших городов. На такой модели можно посмотреть всю структуру города в формате 3D: форму ландшафта, характер почв, расположение зданий. Опустившись ниже, на подземный уровень, проследить, где и как проложены инженерные коммуникации. Вооружившись 3D-очками, «прогуляться» по городу с полным ощущением реальности происходящего. Соответственно, наложив свою BIM-модель на уже существующую ГИС-привязку, можно в разы облегчить проектирование конкретного объекта. Особенно это помогает при создании инфраструктурных проектов. С помощью ГИС, например, создавалась модель управления крупнейшим транспортным хабом — аэропортом Хитроу в Лондоне, где только электрических кабелей — около 210 км, 70 км газовых труб, огромное количество торговых и сервисных точек и где каждые полминуты взлетает самолет. У нас таких ГИС-моделей, увы, пока единицы.  

Меняться не хочется, но придется

Сложность внедрения технологий информационного моделирования заключается даже не в неумении и не в дороговизне, а в необходимости изменения мышления, корпоративной культуры, сошлись во мнении участники конгресса. Люди обычно не хотят меняться. Они привыкли работать так, как работают. — В этом смысле Россия похожа на США и Великобританию. У нас уже сложились свои традиции и технологии, и мы не хотим ничего менять, — поделился своим видением проблемы один из гостей форума, BIM-эксперт из Великобритании Марек Сухотски. — Но посмотрите на Китай, где еще не успели сложиться незыблемые каноны проектирования. Сегодня китайский студент, поступая в строительный или архитектурный вуз, сразу учит BIM. Он не представляет себе другой технологии. Мало того, он просто не умеет работать по-старому. Неэффективность проектирования создает большие риски для строительства, это бесспорный факт. Но Россия просто не может себе позволить эти риски. Она не может себе позволить быть неэффективной. Особенно сейчас. Значит вперед, за знаниями в области прорывных BIM-технологий! Елена МАЦЕЙКО Фото предоставлены пресс-центром BIM-конгресса статья с сайта http://www.rcmm.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *