Часто задаваемые вопросы

Комплексная проверка документов — необходимый этап, который должен пройти каждый проект еще до начала строительства. Соответствие документов для экспертизы проектной документации нормам текущего законодательства – это гарантия безопасности и качества будущего строительного объекта.Экспертиза призвана объективно оценить проект и выявить возможные несоответствия или нарушения, которые могут быть допущены любым специалистом.На сегодняшний день получить заключение экспертизы по различным направлениям деятельности можно в соответствующих государственных учреждениях или в компаниях, специализирующихся на оказании услуг в сфере негосударственной экспертизы. Обязательным условием для работы такой организации является наличие свидетельства об аккредитации, которое должно быть выдано Росаккредитацией. В соответствии с Федеральным законом № 337 от 28 ноября 2011 года, заключения негосударственной экспертизы имеют равную юридическую силу с заключениями государственных экспертных органов. Компания «АванЭксперт» аккредитована Росаккредитацией на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий. Задача экспертизы заключается в оценке соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, экологическим требованиям, санитарно-эпидемиологическим, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям промышленной, пожарной, радиационной, ядерной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Кроме того, в эти задачи входит оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям техрегламентов. Заключение экспертизы дает понимание, насколько правильно, согласно Градостроительному кодексу РФ, действующим ГОСТам, СНиПам и иным регламентирующим документам заказчик строительства подготовил проектную документацию. Кроме того, негосударственная экспертиза предоставляет возможность выявить и своевременно исправить ошибки, от которых не застрахована ни одна компания. Заключения, выданные квалифицированными экспертами с многолетним опытом работы, являются одним из оснований для выдачи разрешения на строительство, регулируют отношения между участниками строительного процесса, повышают квалификацию исполнителей проектной документации и ее качество.
Основных отличий несколько:
  • заключение негосударственной экспертизы, как правило, выдается намного быстрее из-за большего числа аттестованных специалистов в штате;
  • как правило же, стоимость проведения негосударственной экспертизы также ниже т.к. коммерческие структуры не связаны в ценообразовании законодательством;
  • негосударственные экспертные организации могут значительно повышать качество экспертизы проектов, привлекая к работе аттестованных экспертов более высокого профессионального уровня, докторов наук и профессоров, а также аттестованных специалистов-практиков с большим опытом работы;
  • в отличие от региональных государственных экспертных организаций, негосударственные компании имеют право проводить экспертизу ПД и РИИ на территории любого региона Российской Федерации, вне зависимости от места расположения и регистрации компании;
  • негосударственные организации более лояльны к заказчику, выставляют меньше замечаний по формальным поводам и как никто заинтересованы в долгосрочном партнерстве с клиентом;
  • срок проведения негосударственной экспертизы определяется договором и законодательно не закреплен. Поэтому работа над устранением замечаний заказчиком ведется не до окончания срока экспертизы, установленного Правительством РФ (как это происходит в органах государственной экспертизы), а до момента доработки проекта до соответствия всем нормативам и получения положительного заключения;
  • негосударственной экспертизе не подлежат объекты, перечисленные в п. 5.1 статьи 6 и п.3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, а также объекты, указанные в Постановление Правительства 145 от 5 марта 2007 г п. 9, которые относятся к полномочиям государственного учреждения, подведомственного Министерству регионального развития Российской Федерации.
Список объектов, которые не могут проходить негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, перечислен в 49 статье Градостроительного кодекса РФ. В него входят технически сложные и особо опасные объекты, строительные проекты, финансируемые из федерального бюджета, в том числе автомобильные дороги федерального значения и реконструкция объектов культурного наследия. Также негосударственной экспертизе не подлежат объекты, охраняемые государственной тайной, здания и сооружения, возводимые в исключительных экономических зонах, на континентальном шельфе и во внутренних морских водах на территории России, посольств и консульств России за рубежом, а кроме того – объектов, строительство которых планируется на территории двух и более субъектов РФ одновременно, и некоторых других строительных объектов. В отношении всех прочих объектов негосударственная строительная экспертиза ПД и РИИ возможна.
Пункты 2, 3 и 3.1. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ гласят, что экспертиза не проводится по следующему списку объектов:
  • отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Кроме того, экспертиза ПД и РИИ не обязательна, если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Также экспертиза не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения ремонта автомобильных дорог общего пользования. (в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ). Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капстроительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство. (часть 3.1, введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. ФЗ от 28.11.2011 N 337-ФЗ).
Базовым сроком проведения экспертизы в нашей компании считается 30 дней. В зависимости от своевременности подачи документов и исправления выставленных экспертами замечаний сроки могут сократиться до 15 рабочих дней. В случае сложного объекта или больших объемов работ сроки могут быть, по согласованию с заказчиком, увеличены пропорционально объему работ, что будет отражено в договоре. Существует также возможность прохождения срочной экспертизы на особых условиях – в данном случае сроки отдельно оговариваются с заказчиком перед подписанием договора.
Для государственной экспертизы стоимость определяется алгоритмом, заложенным в Постановлении Правительства РФ № 145. Для негосударственной экспертизы стоимость определятся индивидуально и зависит, как правило, от общей площади помещений здания, стоимости проектно-изыскательских работ, сложности разработанного проекта, срочности проведения экспертизы и некоторых других факторов. Как правило, проведение негосударственной экспертизы строительного проекта обходится заказчику на 15-20 процентов дешевле стоимости, которую запрашивает государственная экспертная организация.
В случае, если проектная документация соответствует строительным нормативам (ГОСТам, СНИПам и пр.), а выявленные экспертами замечания исправлены в проектной документации своевременно (в течение времени прохождения экспертизы, указанного в договоре) и полностью – заказчик получает положительное заключение экспертизы.Заказчику выдается отрицательное заключение в случае, если замечаний выявлено много, а заказчик не успевает внести изменения в проектную документацию в течение срока, обозначенного в договоре сроком прохождения экспертизы. Однако, в организациях негосударственной экспертизы этот вопрос решается заключением дополнительного договора, в рамках которого мы продлим срок прохождения экспертизы на время, необходимое для качественной доработки проектной документации. Именно благодаря лояльности к заказчику и отсутствии законодательных ограничений в сроках и ценах, негосударственная экспертиза имеет весомое преимущество: наши клиенты, заинтересованные в положительном заключении, его получат с минимальными затратами времени и финансовых средств!
Так же, как и для проведения государственной. Чтобы обратиться за проведением негосударственной экспертизы в нашу организацию, вам необходимо будет заполнить заявление на проведение экспертизы, приложить к нему все необходимые разделы проектной документации и данные об инженерных изыскания в соответствии с п.12 и п.13 ст. 48 и п.7 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ, оформленные отдельными томами. Этих документов будет достаточно для проведения экспертизы проекта.
Да, если вам не требуется экспертиза полного пакета документов – мы можем провести локальный аудит одного или нескольких разделов. Однако при получении разрешения на строительство будет иметь силу только заключение, сделанное по всем необходимым разделам ПД и РИИ.
В случае заключения договора на комплексное экспертное сопровождение, заказчик поручает экспертному органу оперативно рассматривать и давать экспертную оценку полноты и глубины содержания всех исходных данных для проектирования, включая задание на разработку проекта, технические условия на присоединение инженерных коммуникаций, акт выбора участка для строительства объекта, предписания надзорных органов, топографические материалы, задание на производство инженерных изысканий или материалы этих изысканий, договор на разработку проектной документации и другие исходные материалы.Также в оперативном порядке рассматриваются архитектурно-планировочные, технологические, конструктивные и другие проектные решения. Такая организация работы экспертов позволяет корректировать исходные данные и проектные решения в процессе их подготовки или разработки без потерь времени на комплектование, доработку и вторичное рассмотрение. При экспертном сопровождении все специалисты-эксперты рассматривают документацию в рабочем порядке в процессе ее создания и по их замечаниям проектные организации корректируют проектные решения также в рабочем порядке. Наряду с этим, после завершения разработки и корректировки проектной документации, подготовка и составление комплексного экспертного заключения с рекомендацией утвердить проектную документацию должны осуществляться в значительно более короткие сроки, чем обычно. Экспертное сопровождение процесса проектирования производится силами специально созданной комплексной бригады экспертов, в состав которой включаются специалисты по всем разделам разрабатываемой проектной документации.
Следующими нормативами:
  • Приказом Минрегиона России от 02.04.2009 №108 «Правила оформления текстовой части и графических материалов рабочей документации»;
  • ГОСТ Р21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации»
Действующим законодательством о градостроительной деятельности срок действия заключений государственной и (или) негосударственной экспертизы не установлен.
В соответствии с пунктом 18 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, документы для проведения государственной экспертизы представляются на бумажном носителе. В договоре может быть установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться также на электронном носителе.
В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением от 8 августа 2008 г. № 19512-СМ/08 Минрегионразвития РФ не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация», исходя из которых объем проектной документации примерно соответствует объему ранее применявшейся стадии «рабочий проект». Заказчик должен подготовить проектную документацию в объеме, достаточном для проведения государственной экспертизы и осуществления строительства.
15. Необходима ли экспертиза проектной документации на строительство объекта, в которых входят несколько зданий и сооружений с количеством этажей не более 2 и площадью менее 1500 м2 (к примеру: 1 — 1370 м2; 2 — 235 м2; 3 — 10 м2). Суммируются ли площади этих зданий и сооружений?
В соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:
  • отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилые дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирные дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 4 блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты.
Согласно п.10, части 1 Градостроительного кодекса РФ, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Исходя из этого, при определении общей площади объекта капитального строительства, площадь всех проектируемых зданий, сооружений и строений не суммируется. При этом следует учитывать, что при определении общей площади здания, необходимо учитывать площади всех помещений на всех этажах здания. При проектировании группы зданий, сооружений и строений, входящих в состав единого объекта, проектная документация разрабатывается для нескольких объектов капитального строительства объединенных единым технологическим процессом, а не на отдельностоящий объект. Как следствие, для комплексного проекта строительства, в состав которого входит группа зданий, сооружений и строений, необходима процедура прохождения государственной экспертизы проектной документации. Вопрос: Органом экспертизы было выдано положительное заключение на рабочий проект (строительство объекта). Есть ли возможность получить документ еще раз или, заверенную копию? Какова процедура получения дубликата (копии)? Ответ: В случае утраты заключения экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения.
16. Подлежит ли негосударственной экспертизе проектная документация объекта капитального строительства, финансирование которого частично производится за счет средств регионального бюджета?
Согласно п. 3.4. ст.49. ГСК РФ объекты, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проходят экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий в государственных экспертных организациях.
Для аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заявитель представляет в Федеральную службу по аккредитации следующие документы: заявление о предоставлении аккредитации, в котором указываются:
  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования юридического лица;
    1. адрес (место нахождения) юридического лица, номер контактного телефона;
    2. идентификационный номер налогоплательщика;
    3. вид негосударственной экспертизы, в отношении которого испрашивается аккредитация;
    4. адрес сайта юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • фамилии, имена, отчества не менее 5 работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, и/или не менее 5 работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы инженерных изысканий (с указанием реквизитов квалификационных аттестатов), осуществляющих деятельность по трудовому договору с этим юридическим лицом по месту основной работы.
  • вместе с заявлением юридическое лицо представляет копию регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации, заверенную руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом и печатью юридического лица.
Кроме того, юридическое лицо, по собственной инициативе, одновременно с заявлением вправе представить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и (или) копии квалификационных аттестатов лиц, указанных в заявлении.
Мы очень рады будем видеть Вас в своей команде! Воспользуйтесь контактными данными чтобы прислать нам свое резюме и копию или номер аттестата эксперта и направление деятельности, по которому выдан этот аттестат. Также вы можете позвонить нам и обратиться в отдел кадров.
Согласно правилам, установленным в ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ и постановлением Правительства №271, претендент на аттестат эксперта может быть допущен к экзамену при некоторых условиях. Аттестуемый специалист должен:
  • иметь высшее образование по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
  • постоянно проживать в Российской Федерации;
  • иметь стаж практической деятельности по заявленному направлению работы не менее пяти лет или стаж работы в организациях, занимающихся экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
  • не иметь непогашенных или неснятых судимостей;
  • обладать необходимыми знаниями законодательства РФ в части градостроительства и технического регулирования.
Проверкой квалификации специалистов и выдачей экспертных аттестатов занимается Минрегион РФ при содействии Минстроя РФ. Срок действия полученного аттестата – 5 лет, после чего специалисту необходимо будет пройти процедуру переаттестации.

Есть вопрос?




Контакты

АванЭксперт. 420043, г. Казань, ул. Лесгафта 1/2 Общий телефон: 8 (800) 500-53-49 Телефон в Казани: 8 (843) 203-93-30

Рабочее время

  • Понедельник-Пятница: 9:00 до 18:00
  • Суббота: 9:00 до 13:00
  • Воскресенье: Выходной